Почему электрогрузовик Tesla Semi, скорее всего, останется невостребованным

Цель нашей компании - разработка, производство и внедрение эффективных и экологичных систем электропитания.


Почему электрогрузовик Tesla Semi, скорее всего, останется невостребованным
2 Февраля 2018

Резюме

Tesla Semi потребуются аккумуляторы емкостью как минимум 1 МВт*ч, чтобы проехать 800 км со скоростью 100 км/ч с полной массой в 36 тонн. Используя аккумуляторы емкостью 1 МВт*ч , Semi “съест” около $600 – 900k прибыли от продаж автомобилей, что звучит не слишком здорово.

Логистических компаний не слишком беспокоят заявленные характеристики в наиболее благоприятных условиях, ведь их основная цель – своевременная доставка груза в место назначения с учетом объективно предсказуемых условий.

Логистические компании не фокусируют свое внимание на заявленных характеристиках новых аккумуляторов, так как их деградация с течением времени и отработанных циклов – всем известный факт. Решение о покупке должно основываться на средней производительности в течении жизненного цикла, а не на характеристиках абсолютно новых батарей.

Как только начинаешь примерять рекламные заявления под жесткую реальность логистической отрасли, с учетом склонности аккумуляторов к постепенной деградации - все экономические расчеты идут под откос.

Презентация Tesla Semi, а также спортивного Roadster состоялась в ангаре аэродрома при конструкторском бюро компании в Хортон (штат Калифорния). Компания удивила своими новинками и подготовила рынок к необходимости в дофинансировании, хотя это и можно было бы заменить увеличением объема долговых обязательств.

Как и все, что связано с Теслой, это заставило положить мои руки на сердце и пропеть песню “Электрическая машина” во весь голос.

Вскоре после показа, Тесла опубликовала веб-страницу, подчеркнув заявленные преимущества представленной модели, включая:

  • Разгон с нуля до 100 км с полной массой в 36 тонн – 20 секунд
  • Потребление электроэнергии – менее, чем 1,25 кВт*ч /км
  • Коэффициент сопротивления CD = 0.36
  • Ускорение 5% ~ до 105 км/ч
  • Запас хода – 500-800 км
  • Экономия на топливе – более $200 000
  • Период окупаемости – 2 года

В то время, как большинство претензий сложно оценить ввиду отсутствия со стороны Тесла основополагающих допущений, некоторые из них все же можно признать обоснованными в свете опубликованных надежными источниками данных.

Энергопотребление на километр

В 2006 году фирма Caterpillar (далее CAT) выпустила справочник «Understanding Tractor Trailer Performance», содержащий огромное количество информации о ключевых факторах экономии топлива грузовиками с большой грузоподъемностью. В одной из таблиц справочника указано, что для тягача и трейлерного прицепа общим весом 36 тонн с коэффициентом сопротивления CD = 0.60 потребуется 204 лошадиные силы для достижения и сохранения скорости 100 км/ч по плоской гладкой поверхности в безветренную погоду. Используя поправочный коэффициент = 0.7457, CAT вычислил, что 204 лошадиные силы при скорости 100 км/ч эквивалентны ~ 1.56 кВт*ч на километр. Если ввести поправочный коэффициент для адаптации расчета аэродинамического сопротивления Tesla Semi, то получим скорректированное значение, примерно равное 1,3 кВт*ч на километр, что немного больше заявленного значения для Tesla Semi.

Ввиду вышеизложенного, у Тесла не должно возникать проблем с потреблением «Семи» 2 кВт*ч на милю для развития и сохранения скорости 100 км/ч по ровной гладкой поверхности в безветренную погоду. Однако важно отметить, что улучшение аэродинамичеких характеристик тягачей с прицепом на основе традиционных технологий времен 2006 года никак не связано с электроприводным Semi и напрямую связано с физикой передвижения массы от точки А до точки В на скорости.

Габариты аккумулятора

В случае, если Tesla Semi потребуется 1,25 кВт*ч на километр при оптимальных дорожных и погодных условиях, потребуется как минимум 1 МВт аккумулятор. Аккумулятор больших объемов потребуется при следующих потребностях заказчика:

  • Запас хода 800 км при минусовой температуре
  • Запас хода 800 км при лобовом ветре
  • Запас хода 800 км после нескольких лет использования аккумулятора

Ни один из вышеуказанных факторов не является обыденным для водителей, первостепенной задачей которых является своевременная доставка груза. Отчеты о том, что емкость аккумулятора Модели S на 40% ниже при температурных условиях ниже нуля – сегодня нормальное явление. При встречном ветре 25 м/ч, потребление «Семи» возрастет до 1.56 кВт*ч на милю при скорости 100 км/ч, увеличившись на 25% от приведенного значения. Заявленный Tesla график в Гарантийном Сертификате от производителя от Января 2016 года раскрывает все необходимые данные о деградации аккумулятора при ежедневной перезарядки.

 

Эффект каннибализации

Производство 1 Tesla Semi с 1 МВт аккумулятором равноценно производству 10 Моделей с 100 КВт или 13 Моделей 3 с 75 КВт аккумуляторами. При стоимости Tesla Semi примерно $150 000 и сроком окупаемости в 2 года, довольно глупо терять $600 – 900k прибыли ради продажи пары сотен тягачей. Остается лишь представить реакцию мажоритарных акционеров на подобный план.

Инвестиционное заключение

Шоу в Хоторне было шикарным зрелищем, однако его центр внимания, Tesla Semi, вероятнее всего останется невостребованным из-за необходимости оснащения электроприводных тяжелых грузовиков высокоемкими аккумуляторами, что, при производстве Tesla внушительного количества электрогрузовиков, ударит по прибыли автомобильных продаж.

Несмотря на мнение Montana Skeptic о том, что ниша Tesla - для непрофессиональных и рискованных сделок на фондовом рынке, больше верится в то, что долгосрочные инвестиции в данный продукт так же не являются надежным источником дохода.

Источник