Профессия будущего: пилот дронов

Цель нашей компании - разработка, производство и внедрение эффективных и экологичных систем электропитания.


Профессия будущего: пилот дронов
28 Сентября 2016

Еще несколько лет назад о собственных беспилотных летательных аппаратах никто не мечтал, а сегодня квадрокоптер с пультом управления можно купить в любом магазине игрушек. Но гражданские беспилотники — гораздо больше, чем просто модное развлечение. Уже в самом ближайшем будущем они сильно изменят нашу жизнь, а пилотирование дронов станет очень востребованной профессией.

Дроны пригодятся всем

Что мы знаем про дронов? Обычно наши знания ограничиваются тем, что эти устройства очень популярны, и что с их помощью можно снимать видео или подглядывать за соседями. На самом деле, это целая индустрия — интересная, большая и с огромными перспективами. Уже сейчас с помощью дронов можно делать много удивительных вещей.

В Испании успешно применяют дронов для спасения утопающих людей — с высоты их можно обнаружить гораздо быстрее. Сразу после обнаружения аппарат сбрасывает спасательный круг и передает точные координаты команде на катере. В Австралии специальный дрон следит за океаном и заранее предупреждает о приближении акул.

Применяют дронов и во время тушения пожаров. С высоты птичьего полета можно оценить масштабы бедствия и «смотреть» сквозь дым благодаря инфракрасным камерам. А защитникам окружающей среды дроны помогают наблюдать за редкими видами животных.

К дронам также активно присматриваются полицейские — им они помогут искать беглых преступников и фотографировать дорожные аварии. Пригодятся летательные аппараты и медикам — мини–беспилотник со встроенным дефибриллятором уже существует.

Потенциальные возможности, которые дроны открывают для бизнеса, практически безграничны. Amazon и DHL уже сейчас занимаются доставкой грузов на небольшие расстояния с помощью беспилотников. Разработчики Airbus сделали коптер, который сократил время осмотра самолета после полета с 60 до 15 минут. С помощью дронов строят здания и разносят еду в ресторанах. Даже риелторы нашли им применение: дрон–туры по окрестностям продаваемых объектов для покупателей пользуются огромным спросом за границей.

Летающие роботы проникли даже в сферу искусства. Посмотрите на потрясающее шоу, которое компания Intel с помощью сотни беспилотников устроила в небе над Германией в конце 2015 года. В этом году его повторили на бис в Сиднее.

Большое будущее маленьких машин

Все описанное выше — только начало. Совсем скоро индустрия гражданских беспилотников сильно изменит окружающий нас мир. В ближайшей перспективе — летающее такси на базе капсульного дрона с автопилотом. Интересных проектов в этой области два: китайский Ehang 184 и немецкий Volocopter «White Lady».

Обе машины существуют в виде рабочих прототипов, а «White Lady» имеет все шансы пойти в серийное производство уже в 2017 году. Важно понимать, что это не просто средство передвижения из точки А в точку Б или модный экологичный вид транспорта, — в перспективе это отличный способ разгрузить дороги и сделать жизнь людей комфортнее.

Например, можно работать в Москве, а жить в собственном доме возле речки и леса во Владимирской области. На электричке до центра города нужно ехать больше двух часов, а дрон с автопилотом преодолеет такое расстояние в 2-3 раза быстрее. Главное — решить проблему с батареями: сейчас время полета Ehang 184 и «White Lady» на одном заряде не превышает 20 минут.

Совсем скоро дроны станут верными помощниками фермеров. Сейчас владельцам хозяйств приходится платить много денег за обработку полей с самолетов средствами от вредителей или содержать собственные «кукурузники». Дроны могут делать ровно то же самое гораздо дешевле.

Гражданские беспилотники способны помочь и людям с ограниченными возможностями. Летающее инвалидное кресло на бензиновом двигателе уже существует, правда оно громоздкое и небезопасное. Теперь дело за электрическим его вариантом. Но это не все. Если вывести изображение с камеры аппарата на очки виртуальной реальности, то это позволит прикованным к больничной койке людям путешествовать. А еще дрона можно отправить за лекарствами или продуктами в магазин вместо сиделки.

Тот же самый подход открывает новые возможности для индустрии развлечений. Очки ведь можно надеть и на здорового человека, предварительно зафиксировав его в движущемся механизме, который повторяет все виражи парящего в воздухе устройства.

Гонки дронов — новый вид спорта

Дроны не только помогают людям, но и участвуют в спортивных соревнованиях. Для этого нужны особые летательные аппараты: легкие, маневренные и быстрые. Лучшие представители класса могут развивать скорость более 200 км/ч. Практически каждый из них собран вручную. Хобби дорогое: стоимость самого простенького гоночного дрона начинается от 30 000 рублей, а профессионалы «летают» на машинах, цена которых превышает 100 тысяч.

Для достижения впечатляющих скоростей гоночным дронам приходится буквально «выжимать» из своих аккумуляторов всю энергию без остатка — одного заряда, как правило, хватает всего на несколько минут полета. Так что гонки получаются динамичными и зрелищными. Задача пилота — пройти трассу быстрее других. «Глаза» гоночного робота — это камера, а оператор смотрит через них при помощи специальных очков, на которые картинка передается по беспроводному каналу связи.

Больше всего профессиональных пилотов гоночных дронов в США, Южной Корее, Китае и Скандинавии. Вид спорта пока молодой, но уже сейчас у пилотов есть все шансы выиграть солидные призовые. За победу в чемпионате World Drone Prix 2016 лучшему гонщику достались $250 000, а общий призовой фонд составил $1 000 000. К слову, третье место в этом соревновании занял российский пилот Владимир Мещеряков из команды Team Russia.

Сегодня пилотов-профессионалов в нашей стране более 100 человек. Еще недавно локальные соревнования проходили на уровне «собрались вместе, сделали простенькую трассу и чуть–чуть полетали». Но с ростом популярности дронов соревнования постепенно превратились в масштабные мероприятия и тематические выставки. Крупнейший российский чемпионат на сегодняшний день так и называется — «Гонки Дронов».

Все начинается с учебы

Просто так взять в руки пульт управления и быстренько пройти трассу с первого раза не получится. Нужно учиться, и начинать лучше с недорогих китайских мини–дронов. А еще лучше изучить тему со всех сторон, как советует Дмитрий Литвинов, организатор «Гонок Дронов» и создатель первой в России школы пилотов дронов.

«Лучше всего сейчас летают 13-14–летние дети, а действующему чемпиону мира по гонкам дронов Люку Баннистеру всего 15 лет. Тут все как в футболе: если не начать заниматься в раннем детстве, то профессиональная карьера вряд ли получится. Именно поэтому свою программу я решил ориентировать на детей с восьми лет», — рассказывает Дмитрий.

В Санкт–Петербурге Дмитрий сконцентрировался на обучении людей пилотированию, а в Москве школа работает на базе проекта «Образовательные роботы», который придумал и создал выпускник МИИТа Сергей Чернышев. Здесь можно получить знания в самых разных смежных с дронами областях: робототехнике, программированию, моделированию и 3D-печати.

Идея состоит в том, чтобы выпускник знал свою летательную машину досконально: понимал, для чего служат отдельные компоненты; определял причины возникновения неисправностей и мог их устранять; моделировать и затем печатать детали для дрона на 3D-принтере; и, конечно, мог хорошо летать, но последнее — лишь одна из частей большой образовательной программы.

В полную силу «Образовательные роботы» работают второй год, а курсы пилотирования только–только интегрируются в образовательную систему. Впрочем, уже сейчас здесь занимается более 50 учеников разных возрастов, а в новом учебном году их, вероятнее всего, будет в три раза больше.

Очень здорово, что у школьников есть интерес к технике и технологиям, а их родители не стесняются его поощрять. Ведь совершенно очевидно, что специалисты по дронам будут крайне востребованы уже в ближайшие годы. Ребят ждет большое будущее. Даже если все они не станут пилотами, то все равно наработают отличные навыки: опыт программирования, знания техники и технологий, способности к моделированию — все это ценные качества в современном мире.

Кстати, если опыт программирования и работы с беспилотниками уже имеется, то есть смысл задуматься о разработке ПО для них. Поможет в этом деле квадрокоптер Intel® Aero, который компания представила на IDF 2016. Такой дрон — удобная и достаточно недорогая база для тестирования созданного софта. В основной комплект входит полностью готовый к полетам коптер с процессором Intel® Atom™, датчиком глубины на базе технологии Intel® RealSense™, камерой и всеми необходимыми программистам интерфейсами. Продажи начнутся в конце этого года.

http://iq.intel.ru/


Галерея