Андрей Ларькин, руководитель направления образовательных технологий ИнЭнерджи: “Получать такие знания интересно”

Цель нашей компании - разработка, производство и внедрение эффективных и экологичных систем электропитания.


Андрей Ларькин, руководитель направления образовательных технологий ИнЭнерджи: “Получать такие знания интересно”
26 Сентября 2016
- Какие ключевые тенденции в образовательных технологиях вы бы выделили?

- Роль бизнеса в образовании растет. Это не может не радовать, - технологии не стоят на месте. Учебники, особенно специализированные, не успевают обновляться. Бизнес открывает свои образовательные направления, привлекает педагогов из школ и ВУЗов, строит лаборатории, трудоустраивает аспирантов в свои R’n’D.

Отмечу развитие детского дополнительного образования. Правительство и бизнес возвращают интерес к научно-техническому творчеству - открываются детские технопарки «Кванториум», которые направлены на развитие у детей софтовых компетенций через проектную деятельность. И это очень здорово - известно наблюдение Стендфордского исследовательского института, проведенное совместно с фондом Карнеги Мелона, что по-настоящему успешные люди добились своих результатов на 75% благодаря софтовым компетенциям (soft skills) и только 25% пришлось на hard skills. С самого начала 2000-ых тема «Управление проектами» для грамотного руководителя является чем-то неотъемлемым. Десятки тренинговых и консалтинговых компаний проводят бизнес-семинары по Project Management, Time management и многим другим управленческим темам. Представьте теперь, что все эти люди, которые учатся сейчас софтовым компетенциям и вкладывают в это деньги и время уже ими владеют, причем настолько бессознательно, как например, дышат или ходят - высвобождается огромный потенциал для реализации различных задач или идей. И совершенно неважно, остался вчерашний ребенок - выпускник технопарка в технической среде или ушел в гуманитарную деятельность - навыки управления, стремления узнавать что-то новое, самоорганизации, - они останутся с ним навсегда.

- Чем для вас оказалось полезной конференция EdCrunch?

- Направлению образовательных технологий нашей компании еще нет и двух лет. Весной в рамках Московского Международного Салона Образования мы показали, чего достигли за год работы и презентовали лабораторию для проведения исследований и экспериментов в рамках проектной образовательной деятельности в области альтернативной энергетики. Сегодня, в рамках конференции EdCrunch, мы обсуждали с коллегами новые тенденции в образовательных технологиях. И были приятно удивлены тем, что наше видение и наш интуитивный подход к экспериментам, как к неотъемлемой части самостоятельных проектов обучающихся (неважно - школьник, студент, «кванторианец») находит отклик у профессиональных педагогов. EdCrunch собрала под одной крышей большинство специалистов, мнение которых действительно важно в дальнейшем развитии направления образовательных технологий компании ИнЭнерджи.

- Какую роль новые образовательные технологии играют в вашем проекте?

Непосредственную. Компания ИнЭнерджи - инновационная компания. Зачастую решения, которые мы предлагаем не имеют никаких аналогов в мире. Задачи, которые нам ставят, зачастую, сложны и оригинальны. Решение любой задачи в нашей компании, можно сказать, состоит из теории и практики. С практикой все, более или менее, понятно - мы выстроили лабораторию, заказчик может предоставить полигон для испытаний при необходимости или мы можем запустить пилотный проект. А вот с теорией всплывает не что иное, как ТРИЗ. И здесь новые технологии в образовании нам очень сильно помогают. Вебинары, специализированное программное обеспечение, мобильные приложения, виртуальная и дополненная реальность в связке с лабораторным оборудованием, которое мы сами производим помогают решать реальные изобретательские задачи. Для кого-то участие в нашем проекте может быть дипломной или конкурсной работой на олимпиаду или научно-практическую конференцию, а для нас это вариант реализации, разумеется, не всегда осуществимый, вместе с тем, синергетический эффект от нашего взаимодействия, как бизнеса с образовательной средой заметен невооруженным взглядом.

Мы много говорим про дополнительное образование, давайте посмотрим в сторону школы. В прошлом году, на одной из научно-практических конференций школьников мы разговаривали с учителями физики и химии на проблематику преподавания в школе принципов работы топливного элемента. Сошлись во мнении, что помимо трудностей с научно-методической программой есть сложности с лабораторным оборудованием. Российского оборудования нет, а западное чересчур дорогостоящее. Меньше, чем за три месяца мы разработали концепцию лабораторного стенда «Водородная энергетика». Премьерный показ его состоялся в рамках ММСО-2016 и сразу нашел массу откликов. Без электронного взаимодействия между нами и учебными заведениями, без полученной обратной связи от самих учеников, без начальной виртуализации нашей идеи - создать стоящий продукт было бы невозможно.

- Сейчас все больше появляется технологических разработок и программных решений для образовательных проектов, и дети с самого раннего возраста начинают работать с компьютером. Какие преимущества у новых образовательных технологий перед традиционной системой образования?

- Спасибо за интересный вопрос. Мне, как НЕ педагогу на него ответить честно гораздо легче, как мне кажется. Вспомните учебник, например, физики. Сухой текст, скучные формулы. А сейчас? На дисплее все динамично и ярко. Что-то крутится, что-то свистит, что-то дымит. Формула известного закона рождается в голове ученика. Многие тут скажут, мол, зачем изобретать велосипед - я же отвечу, что это просто необходимо. Это те фундаментальные знания, которые откладываются навсегда. И получать такие знания интересно. В моем детстве, много экспериментов мы проводили с ребятами во дворе - не всегда эти эксперименты были безопасны и взрослыми расценивались, как шалость. Но мы шли на риск не ради шалости, меньше всего нам хотелось гнева родителей, мы шли на эксперимент ради новых знаний и опыта. И полученные знания в ходе эксперимента запомнились навсегда. Спросите себя сами: «Как получить водород?» - кто-то вспомнит серную кислоту и цинк, кто-то электролиз. А теперь спросите себя: «Как получить гелий?» - никто не вспомнит. Впрочем, думаю, что в учебнике по химии этого тоже нет.

Так или иначе, возвращаясь к вопросу. Разумеется, реальный опыт и реальный эксперимент ничто полностью не заменит. Вместе с этим, если мы говорим о замене того, что в условиях образовательного процесса показать, пощупать, попробовать нельзя, то визуализация и симуляция посредством компьютера несомненно лучше учебника.

http://edcrunch.ru/